Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

О материально-техническом обеспечении и оснащении образовательной деятельности


Нормативное обеспечение деятельности ДОУ

1. Закон РФ «Об образовании» - №273 ФЗ от 29.12.2012г.

2. Конституция Российской Федерации 

3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. № 26);

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Порядок осуществления и организации образовательной деятельности;

7. Устав ДОУ

8. Образовательная программа

Руководство МАДОУ «Детский сад № 32 «Белоснежка» осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

Заведующий ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.

В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина:

  • имеется номенклатура дел;
  • регистрируется входящая и исходящая документация;
  • осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций);
  • распределены обязанности между руководителями;
  • обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных планом ФХД;
  • осуществляется инвентаризация материальных ценностей.

В ДОУ соблюдаются правила  охраны труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.

Существует определенная стратегия и тактика функционирования и развития ДОУ:

  • имеется Концепция ДОУ;
  • имеется Программа развития ДОУ;
  • реализуется образовательная программа;
  • реализуется адаптированная образовательная программа для работы с детьми с особыми возможностями здоровья;
  • осуществляется перспективное планирование;
  • осуществляется оперативное планирование;
  • воспитатели имеют тематические планы по развитию и воспитанию детей;
  • специалисты имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей;
  • тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов скоординированы по содержанию;
  • работа педагогов (воспитателей, освобожденных специалистов) с определенными группами (подгруппами, отдельными детьми) осуществляется на основе координации их деятельности (совместно проводятся занятия, педагогические консилиумы и другие формы сотрудничества).
  • ДОУ на 100% укомплектованность педагогическими кадрами;
  • 100% педагогов имеют педагогическое образование.

Формами самоуправления являются:

— Общее собрание;

— Педагогический совет;

— Наблюдательный совет.

Заведующий обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу учреждения; определяет стратегию, цели и задачи его развития; определяет структуру управления детским садом; анализирует, планирует, контролирует и координирует работу структурных подразделений и всех работников; осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров; поощряет и стимулирует творческую инициативу работников; поддерживает благоприятный климат в коллективе; обеспечивает социальную защиту воспитанников.

Общее собрание, в состав которого входят все работники детского сада, обсуждает и принимает проект Коллективного договора, рассматривает и обсуждает программу развития учреждения; рассматривает и обсуждает проект годового плана работы; обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины и мероприятия по ее укреплению; рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда, охраны здоровья воспитанников.

Управление педагогической деятельностью осуществляет педагогический совет, в функцию которого входит:

  • определение направления образовательной деятельности детского сада;
  • выбор общеобразовательной программы, образовательных и воспитательных технологий и методик;
  • рассмотрение проекта годового плана работы детского сада;
  • организацию выявления, обобщения, распространения и внедрения передового опыта среди педагогических работников детского сада;
  • заслушивание отчетов директора о создании условий для реализации общеобразовательной программы учреждения.

Детский сад, как формальная организация, имеет систему управления, в которой соответствующим образом определены уровни управления с установленными взаимосвязями по содержанию работы и по подчинению, определены способы подачи прямой и обратной информации. Линейными руководителями являются заместитель директора по МВР, заместитель директора по АХР, главный бухгалтер, шеф-повар. Сфера контроля каждого распределяется по функциональным областям.

Структура управления отражена в должностных инструкциях каждого работника, где в разделе "Взаимосвязи по должности" указано в какие взаимоотношения по должности он включается, выполняя свои должностные обязанности, кому подчиняется, перед кем ответственен, кем (чем) руководит.

Данная управленческая система позволяет делегировать часть полномочий директора линейным руководителям или другим специалистам при условии обязательного инструктировании "до" и контроле "после": взаимодействие с другими организациями; участие в совещаниях; обработку входящей информации, подготовку исходящей; контроль результатов деятельности персонала, проведение совещаний внутри учреждения и другие.

Распределение административных обязанностей в аппарате управления ДОУ

Вид деятельности

Заведующий

Зам. заведующего по МВР

Зам. директора по АХР

Нормативно-правовая

Цель: правовая защита.

Исполнение государственных нормативно-правовых актов, приказов и писем Министерства образования РФ. Исполнение локальных актов.

Организует формирование информации (сбор, анализ, переработка, хранение). Осуществляет контроль за соблюдением нормативных актов.

Организует исполнение протоколов совета педагогов, педагогических часов. Проводит инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников.

Проводит инструктаж по пожарной безопасности, по охране труда на рабочем месте. Отвечает за ведение соответствующей документации.

Программно-методическая

Цель: определить выполнение учебно-воспитательной работы.

Формирует цели (совместно с административной группой) по развитию дошкольного учреждения. Осуществляет координацию деятельности дошкольного учреждения по выполнению годового плана.

Оказывает помощь в организации учебно-воспитательного процесса, внедрении новых технологий, методов и приемов. Руководит инновационной работой.

Осуществляет сопровождение учебно-воспитательной работы.

Мотивационная

Цель: стимулировать кадры на профессиональный рост.

Осуществляет работу по проведению аттестации педагогических кадров. Составляет план повышения квалификации сотрудников.

Формирует у педагогов потребность непрерывного профессионального роста. Организует аттестацию педагогов.

Формирует у обслуживающего персонала потребность непрерывного профессионального роста. Организует аттестацию на повышение разряда.

Материально техническая.Финансовая

Цель: обеспечить функционирование дошкольного учреждения.

Осуществляет координацию работы по обеспечению дошкольного учреждения необходимым оборудованием, канцтоварами, игрушками и т.п.

Организует работу по приобретению методической литературы, наглядных пособий, игрушек, детского оборудования. Организует работу с социумом.

Осуществляет работу по оснащению деятельности дошкольного учреждения по статьям сметы. Осуществляет контроль оперативного устранения аварий, ремонта оборудования. Отслеживает выполнение договоров.

Административно-распорядительная

Цель: осуществлять управление на основе уважения, доверия.

Осуществляет общее руководство по оптимизации деятельности управленческого аппарата дошкольного учреждения на основе циклограмм, индивидуальных планов работы и годового плана.

Осуществляет исполнение программ. Организует выявление, обобщение и распространение ППО. Осуществляет повышение квалификации.

Осуществляет контроль за работой младших воспитателей, обслуживающего персонала.

Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда способствует развитию ребенка.

Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их состав­ляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макро­среда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения).

Оборудование помещений дошкольного учреждения соответствует требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игруш­ки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров оформлены:

  • уголок для ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де­тей - конструктивной, изобразительной, музыкальной;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободную от ме­бели и игрушек.

Предметная среда каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. Так в группе для младшего возраста предметно-развивающая среда конкретизирована по содержанию. Активно используется комфортная для детей раннего возраста горизонтальная плоскость. На полу разложены всевозможные атрибуты, игрушки, спортивный инвентарь. Воспитателями большое внимание уделяется внешнему оформлению предметов, их привлекательности на общем фоне группы. В группе младшего возраста имеются пособия для сенсорного развития малышей.

В группе детей среднего возраста используем не только горизонтальную плоскость, но и вертикальные поверхности (стены). В группах созданы комфортные «уголки», дающие возможность детям играть небольшими подгруппами, уединяться. Среда включает изобразительную, музыкальную, литературную, социальные сферы, предметы реальной жизни. Дети испытывают удовлетворение, радость, озарение.

Для детей старшей группы предметно - развивающая среда достаточно разнообразна и насыщена. Мы предоставляем дошкольникам значительную свободу и самостоятельность. Это позволяет детям проявлять отношение к среде, воспринимать её по-своему, подражать, создавать. В полное распоряжение детей отдаем буквально все пространство, все помещения. Ребенок живет средой, среда оживляется и преобразуется ребенком.

На участке детского сада оборудованы: спортивная площадка, которая используется как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий с детьми; автодром – для занятий с детьми по закреплению навыков безопасного поведения в дорожной среде. Развитию двигательной активности детей на улице способствует и такой спортинвентарь как: зимой – лыжи, санки, хоккей, в тёплое время – велосипеды, самокаты, теннис, бадминтон, футбол и.т.п. Для этого отводятся специальные места на участке детского сада, оборудуемые необходимыми малыми формами.

Личностное развитие ребенка обеспечивается его участием во всех видах деятельности, с опорой на ведущий вид деятельности и с учетом последующего, более высокого по своему развитию. Поэтому при создании развивающей среды учитывались следующие характеристики:

  • учет возрастных возможностей и интересов;
  • комфортность и безопасность: педагоги стремятся создать в группах условия близкие к домашним, что создает у ребенка чувство уверенности и безопасности;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений: предметы обстановки групповых комнат поободраны таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира;
  • обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности каждого ребенка.

С целью реализации образовательной программы групповые помещения рационально используются для эмоционального, интеллектуального и личностного развития детей. В них выделены и оборудованы зоны для различных видов детской деятельности:

  • познавательно- исследовательской
  • игровой
  • музыкальной
  • художественной
  • чтение
  • элементарной трудовой
  • двигательной

Каждая зона оснащена игрушками, игровым и учебным оборудованием с учетом возрастных возможностей и интересов воспитанников так, чтобы дети могли наиболее полно, радостно и активно осваивать окружающий мир.

В группах достаточно пространства для игр, развития движений. Все игрушки и материалы доступны детям и расположены по тематическому принципу так, чтобы каждый ребенок мог выбрать интересное для него занятие, не мешал сверстникам.

Многое сделано руками педагогов и родителей:

  • макеты дорожного движения, детского сада, родного города, родного края
  • уголки ряженья,
  • настольные игры,
  • атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр,
  • дидактический и счетный материал,
  • поделки из природного и бросового материала
  • оформлены фотоальбомы
  • собраны предметы русского быта, которыми оснащены зоны, выделенные в соответствии с приоритетным направлением работы дошкольного учреждения

Развивающая  среда  детского сада оборудована с учетом возрастных осо­бенностей воспитанников. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, мас­штабу и художественному решению, соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049 – 13 и обеспечивают  развитие ребенка по всем 5 направлениям (познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативное, физическому  развитию) в соответствии с ФГОС ДО.

Создание условий

Оборудование

Познавательное и речевое развитие

кабинет учителя-логопеда

логопедический тренажёр, коррекционные игры, пособия, магнитная доска, компьютерная программа

познавательно-речевые уголки в группах

мини-библиотека, энциклопедии, дидактические игры, пособия, глобус, коллекции, микроскопы, карты, интерактивные панели «Солнышко»; интерактивные доски

Кабинет дополнительного образования (кружок «Лего - конструирование и робототехника», «Я - исследователь»)

Лаборатория для детских исследований: микроскопы, телескопы, наборы для экспериментов, магнитная доска.

Различные виды конструкторов для конструирования и создания роботов

Интерактивная площадка «Перекресток» для изучения правил дорожного движения (в холле)

Дорожные знаки, разметка, светофор, детские велосипеды, машины, атрибуты сюжетных игр, интерактивный пол.

уголок леса, огород, цветник, экологическая тропа

Деревья разных пород, кустарники, грядки для овощей, картофельное поле, ягодник, мини-поле для зерновых.

Музей «Русская изба»

Макет русской печи, стол, лавки, старинная прялка, маслобойка, сундук, домашняя утварь, национальные костюмы.

Компьютерный класс - изостудия

Шахматные столы, шахматы, мобильный компьютерный класс, мольберты, интерактивная доска с проектором, материалы и пособия для творческой деятельности настольные игры, пособия «Игры Воскобовича», «Дары Фребеля», интерактивные столы.

Холлы

Интерактивный уголок – панорама по регионоведению «Югра моя любимая»; интерактивные (тактильные, звуковые и т.д.) панели; уголок по обучению правилам дорожного движения «Примерный пешеход»; зона для свободного творчества «Нарисуй – ка»; настольный теннис; тренажерный зал

Физическое развитие

спортивный зал

Шведская стенка, маты, батуты, цели, гимнастические скамейки, наклонные доски, рукоходы, кольца, канат, баскетбольные щиты,  оборудование для спортивных игр, упражнений, подвижных игр.

спортивные уголки в группах

оборудование для спортивных игр, упражнений, подвижных игр

спортивная площадка на территории

площадка для спортивных игр, беговые дорожки, шведская стенка, бум, рукоход, лабиринт, брёвна для лазания, яма для прыжков в длину, вертикальные и горизонтальные цели.

детские игровые  площадки

спортивные мини-городки, бумы, оборудование для метания, лазания

Художественно-эстетическое

музыкальный зал

пианино, музыкальный центр, магнитофоны, ширма для кукольного театра, зеркальный шар, пособия, детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия по театрализованной деятельности.

костюмерная

детские театрализованные и концертные костюмы, атрибуты для представлений

Изостудия – компьютерный класс

Мольберты, столы, магнитная доска, экран, проектор, персональная выставка детских работ, дидактические игры, пособия, мобильный компьютерный класс, компьютерные развивающие игры.

уголки в группах

Детские музыкальные инструменты, альбомы с песнями, стихами, костюмы, маски, атрибуты для ряженья,

Оборудование для разного способа рисования, цветная бумага, пластилин, клей, шаблоны, трафареты.

Социально - коммуникативное развитие

кабинет психолога

Сухой бассейн, сухой душ, кресло релаксации, игры по социально-эмоциональному развитию воспитанников, психолого -коррекционные игры, аудиокассеты, библиотека

уголки в группах

Уголок именинника, уголок дежурства, уголок настроения, уголки с правилами, игровые зоны.

мини-музей «Русская изба»

Макет русской печи, стол, лавки, старинная прялка, маслобойка, сундук, домашняя утварь, национальные костюмы.

уголок – панорама «Югра моя любимая»

Макет родного края, выставки коллекций: украшения, обереги, куклы,  народов ханты - манси. Выставки фотографий с видами природы ХМАО – Югры.

Для сопровождения образовательной деятельности в Учреждении работают:

медицинский кабинет;

методический кабинет;

библиотека - медиатека;

кабинет заведующего;

кабинет заместителя заведующего по АХР;

бухгалтерия;

пищеблок;

прачечная.

Все кабинеты оснащены современным технологическим  оборудованием, множительной и компьютерной техникой. Учреждение является пользователем сети Интернет, электронной системой «Образование», системой АВЕРС, использует в работе систему АСУПК, имеет персональный сайт, размещает информацию о деятельности на государственном портале www.bus.gov.ru

Можно сделать вывод, что в Учреждении хорошая материально-техническая база, грамотно организованная  развивающая  предметно - пространственная среда. Созданы условия для ведения и сопровождения образовательной деятельности.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения.

В Учреждении созданы условия по организации безопасности образовательной деятельности:

  • Разработан «Паспорт безопасности детского сада»;
  • Разработан «Паспорт дорожной безопасности»
  • Приказом заведующего назначен ответственный за организацию безопасности образовательной деятельности и охрану труда работников, который периодически проходит обучение;
  • Со всеми работниками (1раз в три месяца) изучается инструкция «Охрана жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках»;
  • 2 раза в год изучаются правила ПБ в РФ (ППБ- 01-93) и правила ПБ для дошкольных учреждений ( ППБ- 101-89);
  • 2раза в год проводится тренировочная эвакуация воспитанников при пожаре;
  • издан приказ «Об охране труда и соблюдении правил охраны труда и техники безопасности» , которым создана комиссия по соблюдению правил охраны труда и ТБ, по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений. Возложена ответственность на должностных лиц и педагогов за организацию работы по соблюдению в образовательной деятельности норм и правил охраны жизни и здоровья детей. Разработана «Программа производственного контроля, которая определяет виды контроля и должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению контроля, а также объем проводимых лабораторных исследований (искусственное освещение, микроклимат, питьевая вода, готовая пища, смывы на БГКП.) Систематически проводится гигиеническое обучение работников.
  • установлено видеонаблюдение как внутри помещения, так и на территории;
  • организована домофонная пропускная система в учреждение;
  • заключен договор с частным охранным предприятием ООО «Север - Безопасность» на оказание охранных услуг с использованием средств сигнализации;
  • установлена специальная автоматическая система пожарной сигнализации «Стрелец – мониторинг»;
  • в ночное время и в выходные дни охрана детского сада осуществляется силами штатных сторожей;
  • в системе проводится работа с работниками по гражданской обороне и действиям в ЧС природного и техногенного характера;
  • оформлены и постоянно обновляются стенды по гражданской обороне и действиям в ЧС природного и техногенного характера;